Смысл названия воспитание



Помещица Простакова, хозяйка дома, глупа, нагла, зла и бесчеловечна, в ней есть лишь одна кажущаяся положительная черта – нежность к сыну. Она совершенно необразованна и невежественна. В учителя своему сыну она выбирает недоучившегося семинариста, бывшего кучера и отставного солдата. Конечно, они не могут ничему научить Митрофана. Но Простакова не задумывается над этим. У нее в поместье все так: даже портной не был обучен портняжному делу. Помещица настолько самоуверенна, что думает, будто стоит ей отдать приказ, как портной научится мастерству, а учителя выучат ее сына. Из-за самодурства Простаковой ее близкие вынуждены ей лгать, поэтому результат воспитания не может быть в этой семье другим. Митрофанушка рос в полном невежестве, он видел только отрицательный пример, который подавала ему мать, вот и вырос из него изверг и домашний мучитель. Закономерным результатом становится финал пьесы, где Митрофан с легкостью отказывается от своей матери.

Антиподом помещицы Простаковой выступает в комедии Стародум. В лице этого героя автор хотел показать просвещенную власть дворянства. В образе Стародума Фонвизин выразил свои идеалы. Положительные герои комедии изображены схематично, они не столько являются действующими лицами, сколько моральной обстановкой. Дядюшка Софьи является героем-резонером, высказывающим мысли автора, идеальным просветителем. Стародум, как дворянин, считал, что бесчестно не делать ничего, когда масса людей нуждается в помощи и вместо того, чтобы помочь им, прятать деньги в сундук. Наконец, есть отечество, которому необходимо служить. Слова Стародума – это авторский призыв к чистоте моральных устоев общества. Фонвизин даже в течение некоторого времени занимался изданием журнала, носившего символическое название – «Друг честных людей, или Стародум».

Комедия «Недоросль» изображает два мира, в которых разные потребности, идеалы, стили жизни и манеры поведения и речи. Простакова и Стародум – яркие представители непримиримых позиций. Их идеалы прослеживаются в воспитании своих детей и в том, какими они хотят их видеть.

Во времена Фонвизина особенно остро поднимались проблемы образования и просвещения. Хотя по сути это вечные проблемы, которые актуальны и сегодня. В наше время дети тоже не хотят учиться. А многие родители потакают им в этом, не понимая того, что вырастить достойное общество можно только сообща, общими усилиями, и от каждого человека зависит, каким будет будущее нашей страны.

Назад
К спискуК категорииВ меню