"Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси



Произведение посвящено событиям 1185 года. Древняя и это время представляла собой ослабленное феодальны­ми войнами государство. А ведь еще совсем недавно это была

., могущественная, богатая держава, величие которой

' и !.инло трепетать соседей. Почему же огромное государст-10, созданное князем Олегом, процветавшее во время правле­нии Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дро-

на княжества и приходить в упадок? Наверное, все дело

и правителях, стремившихся к единоличной власти.

Междоусобные войны, охватившие Великую Русь, были на пупу ее врагам — половцам. В 80-х годах 12 века с ними сра-Млся Святослав Всеволодович. Собрав всех русских князей них огромные дружины, он смог отбросить кочевников в степи. Ни »то было тогда, когда Великую Русь не терзали бесконеч­ны.- цойны. Теперь время изменилось: каждый князь хотел до-| I мть свое преимущество перед другими. Не исключением шея и новгород-северский князь Игорь, в одиночку орга­низовавший в 1185 году поход на половцев. Его войско не СМОГ­ЛО устоять перед огромным по численности противником и бы­ли разбито, что открыло путь для новых набегов.

«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древ­нерусской литературы, образец высокой художественности.

Произведение состоит из двух частей. В первой автор вписывает выступление князя Игоря в поход. Сына Ярослава тановило даже затмение солнца, считавшееся плохим пр. «д! шаменованием:

Непала князю на ум охота,

Л лнаменъе заступило ему желание

Отведать Дона великого.

Хочу, — он рек, — преломить копье

Па конце поля Половецкого с вами, люди русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона.

Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать сво брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей

I иной со стороны Курска. Всеволод предстает перед чи-нем гордым, честолюбивым человеком, уверенным в силе

блести своих воинов:

л (.ниш в стрельбе мои куряне,

//ос) трубами повиты,

Под шеломами взлелеяны,

Концом копья вскормлены,

Пути им все ведомы,

Овраги им знаемы,

Луки у них натянуты,

Тулы отворены^

Сабли отпущены,

Сами скачут, как серые волки в поле,

Ища себе чести, а князю славы.

Несмотря на то, что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, — и птицы, и звери, казалось, предо­стерегали Игоря, — он решительно продвигался вперед. Пер­вый бой с противником закончился победой русичей. Это при­бавило воинам мужества. Они «рассеясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволо­ки, и драгие аксамиты!» На другое утро удача отвернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сто­рон: «Земля гремит, реки текут мутно, прахи поля покрыва­ют... Русские полки отступили».

Мужественно сражалось Игорево войско, неслыханную доблесть проявил в бою брат Игоря Всеволод, но слишком не­равными были силы. На третий день жаркого боя русское войско было разбито, а сам князь попал в плен.

Горе постигло русскую землю и народ.

И застонал, друзья, Киев печалию,

Чернигов напастию.

Тоска разлилась по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русския.

Половцы, воодушевленные своей победой, ворвались в рус­ские земли и стали собирать дань «по белке со двора».

Вторая часть произведения — своего рода гимн уму, мудро­сти, рассудительности Святослава Великого. Расчетливый пол­ководец и талантливый правитель, он не одобряет необдуман­ный поступок сьшовей, загубивших напрасно столько людей. Он понимает, что сила войска, а значит, и державы — в сплочении, в единении. Только объединившись, князья смогут освободить Русь от поработителей и укрепить ее границы.

Первый значительный женский образ в русской литера­туре — Ярославна. Верная, нежная жена, скорбящая о судьбе любимого мужа, олицетворяет русскую землю, оплакиваю­щую погибших на чужбине сыновей:

Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко!

Ты для всех тепло, ты для всех красно!

Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,

Что в безводной степи луки им сжало жаждой

И заточило им тулы печалию?

«Золотое слово» Святослава и плач Ярославны — вот два фр.м мента, которые наиболее красноречиво подтверждают, •I ю «Слово о полку Игореве» — не сухая историческая хрони-141. а художественное произведение. Они, как и многие дру­гие, наполнены высокой поэзией, что и дает право называть творение неизвестного автора «жемчужиной древнерусской иип-ратуры».

К спискуК категорииВ меню