На войне людям нередко приходится сталкиваться с нравственным выбором. Какой же должен быть ориентир у человека в трудной ситуации? Над этим вопросом нам и предлагает порассуждать Борис Львович Васильев.
Очень часто случалось так, что из-за постоянного стресса на войне люди теряли свойственную только человеку способность сопереживать, проявлять эмпатию, превращаясь в бездушные машины-убийцы. Как же избежать такого? Главный герой отрывка - Плужников - сталкивается с нравственным выбором: стоит ли расстреливать взятого в плен немца? По долгу защитника он обязан это сделать. Но ведь немец оказался простым рабочим, отцом трех детей. Про себя герой рассуждает: “Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины…” Это становится первым возгласом совести. В конечном итоге человечность в Плужникове побеждает, и он оставляет жизнь пленному. На вопрос своей союзницы “Ты ведь для меня это сделал?”, Плужников ничего не ответил, потому что “<пощадил немца>Для своей совести, которая хотела оставаться чистой. Несмотря ни на что.” Из этого мы приходим к выводу, что именно желание остаться человеком с незамаранной совестью подталкивает Плужникова к милосердному и героическому поступку.
Борис Львович Васильев убеждает нас, что именно совесть служит главным указателем на перепутье нравственного выбора.
Я не могу не согласиться с мнением автора. Совесть - это внутренний компас, который никогда не ошибается, а значит даже в самых нечеловеческих условиях каждый из нас должен руководствоваться его направлением. В книге А. Поляринова “Центр тяжести” мы можем встретить похожую описанной ситуацию: девушка обнаруживает немца-переводчика, который оказывается беззащитен. Она лечит и кормит “пленного”, дабы использовать его в будущем как источник информации. Однако в какой-то момент девушка отказывается от главного правила защитника Отечества: она верит истории незнакомца, который оказывается простым молодым переводчиком, уже успевшим потерять родителей. Девушка доверяется голосу совести, и он ее не подводит: немец действительно оказывается хорошим человеком, в которого она потом и вовсе влюбляется.
Подытожим: в случаях трудного нравственного выбора человек должен руководствоваться совестью, которая никогда не подводит.