Федор Федорович еще будучи адмиралом занимался благотворительностью, а став главным командиром Балтийского гребного флота, живя в столице, продолжил свою добрую миссию.
Причем сам адмирал часто применял слово "вспомоществование" – содействие, оказание помощи, а не сострадание.
В 1806 году среди дворянства был организован сбор средств в связи с войной с Францией. Ушаков пожертвовал две тысячи рублей, пять пушек и алмазный челенг, подаренный ему султаном. В 1811 году, часть денег, вырученных с продажи своего дома Ушаков отдал на восстановление храма, эти деньги ушли на расширение соборной церкви святого Николая.
В апреле 1812 года тридцать одну тысячу рублей Ушаков отдал в помощь пострадавшим от наполеоновского нашествия, а этим же летом он пожертвовал две тысячи рублей для первого Тамбовского пехотного полка.
На средства протоиерея соборной церкви города Темникова и адмирала Ушакова был открыт госпиталь для участников Отечественной войны 1812 года. Также в 1813 году было открыто первое в Тамбовской губернии духовное училище. Ушаков внес на его содержание 500 рублей.
Значительная часть пожертвований Ушакова направлялась на нужды государства и общества. Так, из заметки в «Московских ведомостях» можно узнать, что господин адмирал и кавалер Федор Федорович Ушаков пожертвовал в пользу Тамбовского дворянского училищного корпуса тысячу рублей, почему управление почитает такой благотворительный поступок, истинную любовь к общему благу.
Я считаю, что чистая душа Федора Федоровича помогла ему прийти к славе и земной и небесной.
Он жил, защищал Отечество, помогал людям – без злобы, без зависти и из лучших побуждений.
Я считаю, что главная его заслуга - это помощь нищим и обездоленным. Да, защита Отечества - это важно, но помощь людям – требует не только отменных физических качеств, но и чистую добрую душу. На это не каждый способен, просто взять и отнести свои деньги чужим людям. Многие имеют такую великую возможность заниматься благотворительностью, но этого не делают.
А Ушаков и делал, и помогал.
За это он и достоин и земной, и небесной славы!