Мой выбор не случайно упал на эту тему. Проблема компромисса с совестью интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения. Проблема эта вечная, как вечны понятия добра и зла, верности и предательства.
Многие писатели уделяют внимание изображению разных проявлений характера человека, в том числе и различным формам компромисса с совестью.
Понятие совести присуще высоконравственному человеку, живущему по законам чести, способному любить и ценить своих близких. Именно таким и является Пётр Гринёв – герой романа А.С. Пушкина « Капитанская дочка». Мы не можем упрекнуть его в бесчестных поступках, но, тем не менее, однажды он, спасая Машу Миронову, обратился за помощью к мятежнику Емельяну Пугачёву, хотя для Петра, присягнувшего императрице, он был разбойником, врагом. Но разве мы можем за это назвать его бесчестным, ведь он спасает жизнь человека, оказавшегося в плену у предателя Швабрина.
Значит, компромисс с совестью возможен, если речь идёт о спасении других людей.
Но в романе есть антипод Петра Гринёва – Алексей Швабрин, не раз, совершавший бесчестные поступки.
Примером может послужить то. Что Швабрин оклеветал невинную Машу Миронову перед Петром ради мести девушке, ведь когда-то она отказала ему в сватовстве. Это низко и аморально.
Клевета повлекла за собой дуэль, на которую Швабрина вызвал Гринёв. И на поединке Алексей повёл себя подло. Он нанёс удар, когда Пётр повернулся на оклик Савельича.
Бесчестие Швабрин проявил и тогда, когда присягал Пугачёву, нарушив клятву на верность, данную прежде императрице, спасая собственную жизнь.
Как видим, Швабрин тоже идёт на компромисс с совестью, но ради чего? Чем руководствуется этот человек, совершая безнравственные поступки? Швабрин следует эгоистичному желанию завладеть Машей Мироновой вопреки её воле. Он попирает честь офицера ради спасения собственной жизни и не гнушается предательством своих бывших соратников по оружию.
Поступки Швабрина несовместимы с понятием человека честного, высоконравственного и порядочного.
Итак, возможен ли компромисс с совестью? И в каких случаях?
Безусловно, он возможен, но только в том случае, если человек действует не ради себя, не спасая лишь себя любимого, а не тешит свой эгоизм, а помогает людям, жертвуя собой, своими принципами ради спасения других людей.